ИСТОРИЯ НОГИНСКОГО ФИЛИАЛА МГОУ

Ногинский филиал МГОУ располагается в здании, которое было построено  в дореволюционные годы для Реального училища.

         Реальные училища возникли в России после реформы 1871 года. Обучение в них специализировалось в основном по коммерческому направлению и отвечало  требованиям широкого развития  производительных сил России.

 

         В начале века общественность Богородска поняла необходимость создания такого училища в городе. В дореволюционные годы всё, что делалось в городе, делалось по инициативе  и на средства частных лиц, которые были объединены в несколько благотворительных  общественных организаций. Эти общества были довольно многочисленны и охватывали своей попечительской деятельностью все больницы, ясли, учебные заведения, приюты, тюрьму и т.д.

         И вот одна из таких организаций – Общество содействия распространению среднего образования – занялась созданием Реального училища.

         Долгие поиски здания для него не дали результатов, пока Арсений Иванович Морозов, почетный член Общества, не подарил для этих целей  домовладение в центре города на пятой улице от Клязьмы  с 2-х этажным кирпичным зданием, землей и надворными постройками. Именно в этом здании Реальное училище просуществовало до 1913 года и здесь сформировался его основной педагогический коллектив. Сейчас в этом здании располагается Муниципальный центр культуры и искусств.

         Уже в 1911 году Общество посчитало необходимым увеличить число учеников училища и на заседании 20 марта 1911 года поручило своему комитету, возглавляемому Сергеем Арсеньевичем Морозовым, решить вопрос о новом здании для училища.

         В те времена вопросы строительства решались довольно быстро, гласно и, что самое главное, с привлечением для их реализации самых уважаемых людей города.

         Уже 7 июня 1911 года Собрание городских уполномоченных единогласно постановило: «Дать под постройку Реального училища участок земли и избрать комиссию из господ уполномоченных: Симакова А.А., Кокова И.И., Егунова А.И., Долотова М.К., Бачурина А.А., Елагина В.И. и Щекина В.П., которой наметить совместно с комитетом место под постройку и разработать вопрос об субсидиях».

         В  ЦГИА Москвы сохранились документы, свидетельствующие об истории постройки нашего здания.

         Выдержка из договора со строителями:

« Я, Коркин, обязуюсь начать означенную земляную работу не позднее 1 марта сего 1912 г, а закончить к 1 мая 1912». «Я, Зайцев ( крестьянин д. Б. Каменки Ельнинского уезда Смоленской губернии) обязуюсь приступить к работам на первой неделе после Пасхи и закончить кладку здания под крышу к 1 июля 1912 года, на назначенную работу иметь до шестидесяти человек каменщиков при необходимом количестве подносчиков и топорников. Обязуюсь употреблять кирпич ровный с неотбитыми кромками и углами, выбирая одноцветный».

         17 июня на совместном заседании Уполномоченных города и комитета уже было всесторонне обсуждено и утверждено место под постройку. При этом было учтено, что «…участок находится в здоровой местности и защищен от главных  ветров  парком. Последние, дуя из соснового леса, будут дезинфицировать».

2

         21 июня Собрание уполномоченных уже решало вопросы финансирования строительства. Участок земли был передан  Обществу  безвозмездно, были обещаны и ассигнования в размере 15 т.р. из бюджета города.

         В целом же с финансированием строительства нового здания для Реального училища сложилось так: за 35 тыс. рублей было продано домовладение, подаренное в свое время А.И.  Морозовым. 50 т.р. внес  А.И. Морозов.

         Стоимость же нового здания оценивалась в 105 тыс. рублей.

         Вроде бы денег почти хватало, но трудности все же были, и преодолеть их в какой- то мере помогла существовавшая в то время система закладов в Кредитных обществах.

         Был объявлен конкурс, на который было представлено шесть проектов.

         18 декабря 1911 года общее собрание Общества рассмотрело  и утвердило рекомендованный комитетом проект инженера  К.А. Карасева, с которым был заключен и договор на руководство строительством.

         В январе 1912 года были начаты подготовительные работы. Закладка здания была осуществлена 15 апреля  ( по ст. стилю) 1912 г. Вот как писала об этом газета «Богородская речь»:  « 15 апреля в 2 часа, при скромной обстановке совершена закладка нового здания реального училища. На торжество прибыли исправник князь Н.В. Вадбольский, председатель комитета  Общества распр. ср. образования С.А. Морозов, строитель училища гражданский инженер К.А. Карасев, члены комитета и ревизионной комиссии, педагогический персонал и учащиеся во главе с заведующим училищем П.А. Беркосом. Явилось и немало публики. По окончании молебствования, совершенного законоучителем о. М. Востоковым в сослужении дьякона  о. Соболева, присутствовавшими были заложены первые камни будущего украшения г. Богородска.

         Затем в Реальном училище был предложен чай.

         Едва присутствовавшие на молебне успели разойтись, как разразилась  первая гроза с сильным дождем».

         До наступления холодов возведение здания уже закончилось, было сделано водяное отопление, велись отделочные работы, и если бы не трудности с финансированием, то в дни Рождественских каникул  Реальное училище переехало бы в новое здание.

         Но переезд произошел только в июне 1913 года, а штукатурка фасадов и постройка надворных построек так и не были сделаны из-за недостатка средств.

         И все же отдадим должное строителям. Сооружение здания осуществлено в рекордные по нашим временам сроки- за 14 месяцев. По архитектурным, санитарно-гигиеническим показателям  возведенное здание и сейчас служит образцом для подражания. 

         Добрым словом вспоминаем мы строителей здания: инженера Константина Антоновича Карасева, инженера-механика Роберта Эрнестовича Эрихсона, проектировавшего и осуществившего водяное отопление и вентиляцию, крестьянина  Рязанской губернии  Егора Ивановича Коренкова, со своей бригадой выполнившего плотничные и столярные работы, крестьянина Смоленской губернии Романа Степановича Зайцева и его бригаду каменщиков.

         В новом, 1913-1914-м, учебном году училище уже занималось в только что отстроенном для него здании. Окна классов обращены на восток. Особой обширностью и количеством воздуха отличаются рекреационный  зал, физическая аудитория и рисовальный класс с верхним матовым светом.

         Здание было рассчитано на обучение 310 учеников. В училище была лучшая в городе библиотека, ботанический сад, устроена площадка для игры в футбол, крокет, для производства сокольской гимнастики. Плата за обучение составила – 50 руб. в год.

         В цокольном этаже располагались обширная  раздевальная для учащихся, чайная комната, химлаборатория и другие вспомогательные помещения.

3

         Здание было и остается до сих пор украшением нашего города.

          Вспомним добрым словом и тех, кто работал в те времена в училище.

         Директор – надворный советник  Петр Андреевич Беркос, законоучитель – священник Михаил Востоков, преподаватели: Павел Павлович Ефимов, Сергей Сергеевич Лихачев, Филипп Кондратьевич Мартыненко, Петр Афанасьевич Кудрин, Евгений Михайлович Набоков, Владимир Иванович Маштаков, Нектарий Ричардович Штернок, Константин Алексеевич Скворцов, Сергей Андреевич Сахаров, Ольга Константиновна Маржинкевич, Таисия Васильевна Виноградова, Дмитрий Семенович Юдин, Василий  Александрович Монин.

         Врач училища – Александр Васильевич Быстрицкий.

         Заведовал училищем комитет под председательством   Сергея  Арсеньевича  Морозова, о котором « Богородская речь» в те годы писала: « В истории города Богородска имя С.А. Морозова останется  навсегда запечатленным как истинного друга просвещения».

         Товарищем председателя был Василий Иванович Елагин, членами  - И.В. Антонов, С.М. Герасимов, П.С. Зотов, Д.Б. Кизевич, Е.Р. Богданов, К.В. Банкетов, Л.А. Дивавин, А.П. Вознесенский, В.А. Монин, Г.А. Николаев, А.А. Симаков, В.И. Чердынцев.

          Из стен Богородского реального училища вышло немало способных техников и других  специалистов. В нем учились и будущие известные писатели: А.В. Перегудов, Б.А. Пильняк.

          Сейчас есть особая необходимость вспомнить все эти имена. Нам надо обратиться к истории российской государственности, разобраться в тех системах демократического самоуправления, которые успешно функционировали в дореволюционное время. Созидательная работа того времени во многом является для нас примером деловитости и высокого общественного служения.

         26 декабря 1919 года В.И. Ленин подписал декрет « О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР», который обязывал все население советской республики в возрасте  от 8 и до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. В1920 году наркомпрос  опубликовал первые учебные планы советской школы. Значительное место в учебных  планах  отводилось изучению общественных и естественных наук, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Быстрый рост сети школ остро поставил вопрос о подготовке новых учительских кадров. В 1921 году в стране было  одногодичных педагогических  курсов – 90.

 В октябре 1921 года в Богородске ( ныне Ногинске) был открыт педагогический техникум. Именовалось учебное заведение богородский педагогичекий техникум имени К.А. Тимирязева. Разместился  педагогический техникум в здании бывшего реального училища на Московской улице ( ныне улица 3-его Интернационала).

         Среди имен преподавателей, работавших в реальном училище, встречается имя Скворцова К.А. Константин Алексеевич Скворцов, 1882  года рождения, сын врача, выпускник Московского Государственного Университета. Работал в реальном училище преподавателем физики.

     К.А. Скворцов  стал первым директором педагогического техникума. В 1937 году Константин Алексеевич был репрессирован по доносу осведомителя и сослан в Амурглаг, откуда он неоднократно писал прошения наркому внутренних дел. В документах ЦГАРФ читаем: « Работая 21 год при Советской власти в г. Ногинске, я занимал должности заведующего показательными школами, зав. Педтехникумом, и в последнее время заведующим учебной частью и заместителем директора образцового педагогического училища, начало существования которого положено по моей инициативе в 1920 году».

         Из воспоминаний выпускницы 30-х годов Ленской С.И.

«… талант (о К.А. Скворцове) необыкновенный. Кабинета физики, подобного нашему, я потом не видела ни в одном учебном заведении. На уроке вдруг неожиданно зажигались какие-то лампочки, многочисленные стеллажи с приборами. Однажды он изобрел рентгеновский маленький аппарат, и мы все по- очереди подходили, а он просвечивал нам ладошки. Вот какое диво!»

         В "Сведениях о Богородском педагогическом техникуме им. Тимирязева" за 1924 г., хранящихся в Центральном государственном архиве Московской области - ф.965, on. I, T д. 557, :\ 25, сказано, что: "... педагогический техникум им. Тимирязева располагался на улице 111 Интернационала в здании Опытной школы 2-ой ступени... в 1921 году были открыты 2-х годичные педагогические курсы, которые в 1923 году были преобразованы в Педагогический техникум со сроком обучения 4 года. Число учащихся в 1924 году составляло 73 человека , том числе женщин 69, круглых сирот -10 человек, полусирот - 23 человека. По социальному положению учащиеся разделялись: детей рабо­чих - 21, детей крестьян - 14, детей служащих - 24, детей школьных работников - 8 чел., детей ремесленников - 3 чел., живущих на самостоятельный заработок - 3 человека. По национальности: русских - 69, евреев - 3, поляков - 1 человек.»

         От реального училища осталась богатая, по тем временам, материальная база.         

«В техникуме имеется библиотека 16 тыс. томов (осталась от реального училища) Имеются кабинеты - лаборатории: гигиенический, математический, физический, химический, музыкальный, литературный, географический, ботанический, зоологический, обществоведения, рисовальный и столярная мастерская. Имеется сад - огород в 600 квадратных саженей, годный для постановки сельскохозяйственных опытов, которым педтехникум пользуется совместно с опытной школой. Здесь необходимо уточнить, что педтехникум в то время делил здание бывшего Реального училища с опытно-показательной школой - семилеткой Московского областного отдела народного образования, затем она была преобразована в начальную школу и просуществовала в таком качестве до середины 50-х годов. Занятия в педагогическом  техникуме проходили в 2 смены. В вечернее время в здании велась кружковая работа с детьми, раз в месяц устраивались литературно-музыкальные концерты. Здесь же располагалась и база народного университета». В опытно-показательной школе имени Тимирязева были богатые кабинеты-лаборатории: химии, физики, обсерватория с крутящимся куполом, который отреставрирован в 1990 г. биологический музей с богатой экспозицией (семья медведей, волков, птицы, масса спиртовых препаратов /некоторые сохранились до сих пор в кабинете биологии). Педагогическому техникуму  было дано задание изучить вопрос о физическом воспитании и его связи с умственным, нравственным, трудовым и эстетическим воспитанием. Занятия по всем предметам при благоприятной погоде проводились на открытом воздухе, организовывались экскурсии, экспедиции. Всего в школе было 240 учащихся, из них 100 человек были членами драмкружка, спектакли давали для местного населения. Сборы от спектаклей и выступлений хора шли на школьные завтраки.

В техникум принимались лица, окончившие 7 классов школы 2 ступени (4-х годичный срок обучения), и после окончания полной школы 2 ступени (2-х годичный срок обучения).

4

            В 20-е годы педтехникум был единственным средним специальным учебным заведением в Московской области, готовящим учителей начальных классов. Педагогический коллектив техникума принимал непосредственное участие в разработке методики обучения и воспитания советского учителя, оказывал методическую помощь учительству Богородского уезда.

     В 20-ые годы в стране начался всенародный поход против неграмотности, «каждый грамотный должен обучить одного неграмотного» - таков был лозунг молодежи. Преподаватели, выпускники техникума, учащиеся старших курсов принимали активное участие в ликвидации неграмотности. Учащиеся работали культармейцами в школах для малограмотных, на пунктах ликбеза при фабриках, в казармах, в близлежащих деревнях, готовили рабочих для поступления на рабфак. Общественно-полезная работа учащихся педтехникума развертывалась на различных участках социалистического строительства, и городе и в деревне, работа в избах-читальнях, библиотеках, санитарно-гигиеническое просвещение, нефтевание водоемов в целях борьбы с малярией, охрана социалистической собственности, помощь в распространении государственных займов, участие в добровольных обществах. Большое внимание уделялось интернациональному воспитанию будущих учителей. Учащиеся богородского техникума были активными членами «международного общества помощи борцам революции» - МОПРа.  В красных уголках и избах - читальнях проводили беседы о жизни и революционной борьбе трудящихся в капиталистических странах,  в практику вошли беседы о социалистическом строительстве. Читка газет в комсомольском клубе «Колизей», революционные праздники. Силами учащихся и преподавателей в городском театре проводились платные концерты - собранные средства перечислялись в фонд МОПРа. Педтехникум был тесно связан с жизнью Богородского уезда.

В 1923 году состоялся 1-ый выпуск учителей начальных классов, все выпускники были направлены на работу в сельские школы. Учебные планы педтехникумов в 1929-1930 годы имели 2 уклона: сельскохозяйственный и индустриальный. Первые два курса были общеобразовательными, специализация по отраслям педагогической работы начиналась с третьего курса. Ногинский педтехникум имел сельскохозяйственный уклон. Сельскохозяйственная практика проводилась на учебно-опытном участке, в ближайших колхозах.

В записке заместителя заведующего техникумом П.М. Ивановского от 2 августа 1924 г. "Общественно-полезные работы студентов Педагогического  техникума имени Тимирязева в г. Богородске /за время 1923-24 уч. года / ЦГАМО, ф. 965 , ОП . 1 д. 557, л. 38 - 39 об /читаем: "Общественно-полезные работы студентов педтехникума, направленные на создание ценностей непосредственно для нужд населения, проводились по нескольким линиям, во-первых, работа по ликвидации неграмотности среди населения /председателем методической комиссии по ликвидации неграмотности была курсантка Яковлева, член РКП./ во-вторых, санитарное просвещение и распространение естественно-исторических знаний среди взрослого населения/ этой работой были заняты студенты 3 и 4 курсов и, в основном, в сельской местности. На лекциях "Борьба с туберкулезом" побывало 2600 чел., в основном,  рабочие и крестьяне, в-третьих, работа с пионерскими организациями, в-четвертых, работа с детьми разных школ района /и детских домов - ред./, проводя с ними "день леса", "туберкулезный трехдневник", в - пятых, проведение заместительства в течение летнего каникулярного времени в детских домах уезда, замещая во время отпуска педагогический персонал /что позволило отдохнуть летом 46-ти педагогам - ред./, в-шестых, выступление с методическими докладами на педагогических  собраниях  о  комплексном  методе  преподавания".  Кроме этого,   как  пишет П.М.Ивановский, студенты проводили работы в Центральном рабочем клубе г. Богородска, среди красноармейцев и т.д.

         В музее колледжа хранятся воспоминания выпускников разных лет.

         Из воспоминаний Варламовой К.А., выпускницы 1930 г., преподавателя училища в 50-60х годах.  « Сейчас в Советскую армию приходит молодежь, имея среднее образование. А в 20 –е годы ребята приходили малограмотными и даже неграмотными. Стояла задача обучить их до момента мобилизации. При горвоенкомате была организована школа ликбеза для призывников. Я работала в этой школе в течение 2-х лет с группами малограмотных. За 8 месяцев мы проходили программу за начальную школу.

     Ребята уходили на военную службу, получив начальное образование».

         В Богородске был открыт Рабфак – учебное заведение, которое за 4 года девало рабочим без отрыва от производства среднее образование, достаточное для поступления в высшую школу. Студенты техникума готовили рабочих для поступления на Рабфак.

         Учащиеся техникума несли научные знания в народ. В казармах Глуховки, в красных уголках деревень Каменки- Дранишниково, Ельня, Псарьки, Жилино- Горки, Молзино, Макарово читались лекции на темы: «Происхождение земли», «Происхождение человека», «Жизнь растений», «Гигиена человека», «Мечников и его учение» и др.

         Далее читаем:  « Зимние вечерние сумерки 1929 г. Из здания техникума выходят 25-30 девушек, юношей, три учителя и направляются  за Истомкино в деревню Каменки- Дранишниково. Они несут картины – иллюстрации, проекционный карбидный фонарь, химические реактивы, музыкальные инструменты. Я должна там прочитать лекцию «Жизнь растений», а товарищи –  помогать иллюстрировать диапозитивы и проводить опыты.

В избе – читальне задолго до нашего прихода собрались молодежь и пожилые сельчане. Ребятишки расположились около сцены на полу.

С каким вниманием слушалась лекция, сколько любознательных вопросов задано.

По окончании был дан концерт.

         Провожали нас с благодарностью и просьбой приходить еще».

         В 1929 году в стране проводился учет имущественного состояния колхозов и поголовья скота в сельских единоличных хозяйствах. Требовалось много грамотных учетчиков. На помощь районному совету пришли учащиеся педтехникума.

Бригадами по 5-6 человек они выехали  по деревням района и выполнили эту работу.

         Учащиеся и учителя педтехникума были активными членами «Международного общества помощи борцам революции» - МОПР.

По красным уголкам и избам- читальням проводились беседы о жизни и революционной борьбе трудящихся в капиталистических странах.

В городском театре силами учащихся  и учителей с привлечением оркестра проводились платные концерты. Собранные средства перечислялись фонд МОПРа.

В техникуме в 20 –ые годы работали высокообразованные преподаватели: В.В. Крымов, Н.Н. Глаголева, Л.А. Скворцова, О.И. Ивановская, М.Д. Юдин, А.М. Ивановский, В.Ф. Дилекторский, Н.В. Алхазова, К.Л. Юрханова.

20-е. – 30-е годы были тяжелыми годами для страны, для всего народа, а следовательно  и для учащихся педтехникума. Было трудно с топливом, питанием, обувью, одеждой.

Но коллектив педагогического училища жил полной интересной жизнью. Время было заполнено учебой, трудом, серьезной подготовкой к будущей профессии, общественными делами и веселым, интересным культурным отдыхом.

Сколько субботников прошло в городе в 30- е. годы с участием всех учащихся педтехникума!

         Работая на заготовке дров в районе Фрязево, расчищали от снежных завалов трамвайные и железнодорожные пути, собирали металлолом, расчищали старую базарную площадь от булыжника под сквер.

( теперь площадь Бугрова).

         В 20- и 30-е годы из стен техникума вышла не одна сотня учителей, которые влились в ряды работников народного просвещения.

Труд учителей был направлен на то, чтобы вооружить учащихся ясным пониманием целей и задач советской школы, привить высокую культуру, чтобы дать глубокие научные знания и умение преподавать, умение творчески работать и принимать активное участие в жизни страны.

Выпускники не уронили чести родного училища.

Подавляющее большинство из них не ушли с избранного пути и десятки лет своей трудовой деятельности отдали делу народного просвещения.

Одни работали учителями начальных классов, воспитателями детских садов, другие, закончив очно или заочно пединститут, – учителями- предметниками: математиками, физиками, преподавателями иностранного языка, русского языка и литературы.

Многие были заведующими школами, директорами школ.

Те, кто окончил Ногинский педагогический техникум в 20-е и 30-е годы, с теплотой и волнением вспоминают о годах, проведенных в стенах техникума, о тех учителях – наставниках, давших им путевку в жизнь.

« Мы учились в Ногинском педучилище в 20-х годах. Больше полвека прошло с тех пор, как мы окончили его и уже какой год на заслуженном отдыхе. Но до сих пор память наша хранит время, прошедшее в стенах училища.

Мы помним дружный, активный, живой коллектив наших сверстников, всегда готовый на выполнение любого общественного дела.

Мы помним прекрасных учителей: Скворцова К.А., Ивановского П.М., Скворцову Л.А., Ивановскую О.И., Крымова В.В., Глаголеву Н.Н., Алхазову Н.Е.,Спасского а.А., Юдина М.Д., Люльчева А.Н., Когге.

Мы благодарны им за то, что они в самые тяжелые годы организации народного просвещения, становления Советской школы остались верными своему призванию, своему гражданскому долгу.

Это были люди высокой внешней и внутренней культуры, интеллигентами в полном смысле этого слова.

Они интересно, прекрасно вели уроки. Были требовательны, строги, но внимательны, душевны.

Мы получили богатый багаж специальных знаний, умение самостоятельно работать с литературой, готовиться к занятиям, что придавало нам уверенность.

Своим отношением к делу, своим примером учителя привили нам вкус, любовь к педагогическому труду и чувство ответственности за большое дело.

Мы учились работать не только с детьми, но и с молодежью, со взрослым населением.

Мы тянулись к общественным делам.

Как все это нам пригодилось в жизни, в нашей многолетней учительской работе».

                ( Из воспоминаний выпускников: Исаева Л.Н., Варламовой  К.А., Горячевой  К.И., Кондаковой Е.А., Шипуновой, Королевой Р.Э.)

         Выпускница 30-х годов Ленская С.И. посвятила училищу стихи.

«Мое родное педучилище».

Мое родное педучилище!

Души приют и отчий дом!

Просторный класс, мой справа стол.

Всё сердцу мило. Всё недавно было.

Ни стендов, ни таблиц, ни стеллажей.

Лишь голос бархатный по классу плыл.

Он всё вмещал в себя, он Богом был!

Наш Алексей Александрович живет!

Он в парке на скамеечке сидит.

С Некрасовым беседует. И соловей поёт.

О Пушкине убитом говорит.

Ах, этот голос! Он прошел со мной войну!

Скучала и звала его на помощь.

А рядом Маяковский был в плену

Моих воспоминаний. И подавал  свой мощный  голос!

Увы! Таких глашатаев уж нет.

Разруха, голод, нищета съедают.

Кто может дать за нашу жизнь ответ?

Кто за детей – детдомовцев страдает?

А нас спасли. Бесплатные обеды.

Два раза в год доплата за одежду.

Учились все отлично! Что нам беды?

Мы были Родины своей надеждой!

А в общежитии – бараке тоже рай!

На всю катушку репродуктор!

Смех и гам!

Кто делает уроки, кто пьет чай.

И девочки домашний ужин делят

с нами пополам.

Они жалели нас, детей-сирот.

В субботу  по домам нас разбирали.

Кто в Павлово - Посад нас увезет,

А то и дальше уезжали.

Настанет день, и я пройду

От Кооперативной и до парка.

Я тихо в рай училищный войду

И сяду девочкой за парту.

И на доске я из Тургенева абзац

Перепишу и разберу весьма прилично.

Как шесть десятков лет назад,

С улыбкой скажет мой учитель мне: «Отлично!»

***

Последнее воспоминанье – бал!

 Мы все с прическами и в платьях  длинных…

Нас Алексей  Александрович не узнавал!

И чуть грустит. И что уходим -  чуточку обидно…

***

Прощай училище! Нам в дальний путь пора!

И скорых встреч уже не будет…

Нас разлучила страшная война!

Но сердце благодарно!

Пока бьется – не забудет!

С. Ленская

14 августа 1930 года центральным исполнительным комитетом и советом народных комиссаров СССР принято постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Все дети, достигшие школьного возраста, переростки должны были обязательно учиться в школе. В связи с быстрым ростом числа школ и учащихся значительно выросла потребность в учителях. Открывались новые педагогические техникумы, заочные отделения, краткосрочные курсы. В 1931 году открываются краткосрочные курсы в Ногинском педтехникуме. Многие юноши и девушки были направлены на учебу по комсомольским путевкам с фабрик, заводов, прямо от станка. Набор на краткосрочные курсы был проведен в апреле 1931 года. В сентябре выпускники педтехникума приступили к работе в школе 1 ступени.

В августе 1932 года /для школьных отделений педтехникумов введен новый учебный план, срок обучения был сокращен до трех лет. Ногинский педтехникум переходит на трехгодичный срок обучения. Были ликвидированы «уклоны». Повышен удельный вес общеобразовательных дисциплин. С 1933 по 1958 г од Ногинский педтехникум имел заочное отделение.

В 1934 году за успехи в подготовке учителей начальных классов и активное участие преподавателей, учащихся, выпускников училища в развитии народного образования техникуму присвоено почетное право называться образцовым. В 1937 году педагогические техникумы переименованы в училища.

         В 30-е годы директором  Ногинского педучилища был Василий Егорович Егоров.

С его приходом укрепляется материальная база  училища.

Для работы приглашаются талантливые, молодые  преподаватели.

         В 30-е годы работали: А.А. Спасский, Н.А.Игнатов, Н.Е. Быкова, Ф.С. Першин, А.Н. Люльчев, А.И. Зайцев, Н.Ф. Судоргин, В.С. Сазонтов, А.Ф. Медведева, Г.Г. Гладких, А.А. Шипков, М.Н. Недумова, А.С. Архипов.

Международная обстановка усложнялась. Империалистические государства не оставляли мысли о нападении на советскую республику. Советский народ укреплял оборонную мощь страны. Учащиеся техникума много сил отдавали оборонной работе: учились владеть боевым оружием, противогазом, оказывать первую помощь, сдавали нормы на значок БГТО, БГСО. В техникуме проходили лагерные сборы, организованные райкомом комсомола, двухсуточные военные походы.

Испытания невиданной в истории Великой Отечественной войны выпали на долю советского народа. Страна перестраивалась на военный лад. Осенью 1941 года под госпиталь было передано здание педагогического училища. Педучилище переводили в школу №2,  № 4 пос. Успенское, затем в здание школы интернат для глухонемых детей (ул. Рогожская. Ныне здание налоговой инспекции). Ряд преподавателей и учащихся ушли на фронт. Надели солдатские шинели директор педагогического училища Гладких Г.Г., преподаватели Першин Ф.С., Старичков СИ., Люльчев АН., Сазонтов В.С Карасев С.В,, Кузнецов. В Ногинске создается отряд народного ополчения из числа лиц непризывного возраста. Преподаватели Спасский А.А., Архипов А.С становятся бойцами этого отряда. Деятельность педагогического коллектива была подчинена одной цели: «Все - для фронта! Все - для победы!». Необходимо было придать всему учебно-воспитательному процессу особенно острый, боевой. патриотический характер. Первые уроки начинались со сводок информбюро, читали письма с фронта преподавателей, выпускников, родных учащихся.

     Исключительно важное образовательное и воспитательное значение приобрел общественно-полезный труд учащихся педучилища. Совместно с преподавателями проводились работы на строительстве оборонных сооружений, по сбору средств на постройку танков и самолетов, по сбору теплых вещей и подарков для советской армии, дежурство учащихся в госпитале, читки газет, книг, концерты. Учащиеся и преподаватели работали на заготовке дров для нужд училища и города Ногинска. Дневная норма выработки составляла 4 куба на одного человека. За перевыполнение нормы учащимся давались дополнительные талоны на хлеб. Учащиеся работали на училищном огороде. Овощи с огорода шли в студенческую столовую.

В 1941 году в училище были открыты десятимесячные курсы по подготовке учителей биологии и русского языка для семилетней школы. Большинство выпускников получали направление на работу в освобожденные районы Московской области. В начале войны училищем руководили Зайцев А.В., преподаватель математики, затем Молчанов Д.Н., блокадник. Умер от истощения. 

Самоотверженный труд учителей в годы Великой Отечественной войны получил высокую оценку правительства: многие работники народного образования были награждены орденами и медалями. Орденом трудового красного знамени был награжден завуч педагогического училища Спасский А.А. Директор училища Пастихин В.Д., преподаватели Быкова Н.Е., Тяпушкина П.М., Судоргин П.Ф., Русинова В.А. - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Возвратились с фронта и приступили к работе в педагогическом училище преподаватели Першин Ф С, Сазонтов B.C., Старичков СИ., Кузнецов Н.Д.

 Погибли па фронтах Великой Отечественной войны директора педучилища Гладких ГГ., Шипков А.А., преподаватели Люльчев А.Н., Карасев СВ., выпускники училища Батурин, Середа С, Иванов И.Г. и другие. В августе 1945  года    перестал    функционировать    военный    госпиталь,    размещавшийся    в    учебном    корпусе. Педагогическому коллективу,  учащимся предстояло заново обживать родное училище.

         Педагогическое   училище вернулось  в родные стены. Здесь всё напоминало о госпитале:   остатки медицинского оборудования, ус­тойчивый запах лекарств...

     Первое, с чего начали преподаватели и учащиеся, - восстановление  аудиторий, об­щежития, которое находилось тут же, в подвальном помещении.

Вспоминает выпускница 1948 г. Вера Андреевна Никончикова (Ефремова).

- Студенты активно взялись убирать помещение и ремонтировать его. Делали все сами, рабочих не нанимали. Сами краси­ли столы, стены, завозили топливо. Была у нас и огородная бригада, которая выра­щивала овощи для нашей столовой, чтоб обеды были дешевле...

     Несмотря на неказистую мебель: длин­ные черные столы, скамейки, деревянные классные доски, - учащихся в училище тя­нуло; со временем здесь становилось теп­лее, уютнее, появилось много цветов.

По-прежнему преподавали в училище А.А. Спасский, Н.Е. Быкова, М.Н. Недумова, Л.Д. Глазова, Н.Ф. Судоргин, А.С. Архипов, В.А. Русинова, А.И.Зайцев, .С.С. Серапионова, К.А. Варламова, Л.И. Капцова, Ф.С. Першин, С.И. Старичков, В.С. Сазонтов.

Фронтовики были и среди учащихся. Их отличало серьезное отноше­ние к учебе - стремление преодолеть про­белы в знаниях, связанные с войной и ок­купацией.

В прошлом большинство учащихся того времени занималось увлеченно. Вспоминает выпу­скница 1952 г., учитель школы № 6, Т.С. Пономарева:

-... Для студентов того времени оценка "3" была редкой... Прийти на урок без под­готовки было позором... С увлечением за­нимались мы музыкой, пением, рисовани­ем... В те годы, когда мы учились, был строгий порядок: все ходили в форме, дежу­рили по училищу, утром делали зарядку... Очень интересными были училищные вече­ра. Много мы знали массовых бальных тан­цев и с удовольствием их танцевали...»

     Выпускники училища до сих пор помнят имена отличниц того времени: Подшиваловой Лидии, Почиваловой Нины, Голови­ной Людмилы, Перекаловой Валентины, Самсоновой  Татьяны.

     В училище проводилась интересная внеклассная работа. Преподаватели О.Н. Максименко, Л.Д. Глазова, Л.И. Капцова ставили спектакли по произведениям Пушкина, Гоголя, Островского. Красочны­ми были новогодние карнавалы, на кото­рых не стеснялись появиться в замыслова­том костюме и маске вместе с учащимися и преподаватели. С сольными концертами мог выступить как преподаватель музыки  В.А. Бунаков, так и преподаватель матема­тики П.П. Лойко. Прекрасно звучали орке­стры народных инструментов под руко­водством И.Н. Столярова и СИ. Старичкова и хор учащихся под руководством Т.А. Романовой.

По воспоминаниям выпускников, годы учебы в педучилище запомнились многим на всю жизнь. Они с благодарностью вспо­минают уроки преподавателей Н.Е. Быковой, М.Н. Маловой, В.Д. Пастихина, Ф.С. Максименко, Н.И. Бутырской; уроки неко­торых преподавателей довольно часто находили свое продолжение в музеях Моск­вы, уже во внеурочное время.

Шли годы... С 1954 года Ногинское пе­дагогическое училище начинает осуществ­лять прием учащихся на базе средней шко­лы и переводится на двухлетний срок обу­чения.

В учебные планы училища вносятся зна­чительные изменения, вводятся новые предметы: практические занятия в мас­терских и по сельскому хозяйству.

Одним из первых преподавателей тру­дового обучения и создателем учебных мастерских был преподаватель ИЗО B.C. Першин, а программу по сельскому хозяй­ству разработали опытные педагоги Храпкова Агриппина Андреевна и Вахрамеева Ольга Илларьевна, которая вспоминает:

- В Ногинском педагогическом училище я проработала 18 лет... Это были славные годы: любимая работа, любимая молодежь, прекрасные товарищи-преподаватели, у ко­торых многому можно было поучиться. С любовью вспоминаю своего первого дирек­тора педучилища Ф.С. Максименко...

Большой вклад в совершенствование учебно-воспитательного процесса внесли директора: В.Д Пастихин, Ф.С. Макси­менко, П.Т. Шурмухина, А.Д. Горбов, Е.И. Афанасьева.

В шестидесятые годы была введена ка­бинетная система, которая способствова­ла повышению эффективности преподава­ния. Гордостью педагогического училища стал спортивный зал, заслуга в создании которого во многом принадлежит руково­дителю физвоспитания Ю.А. Паскевичу.

В конце 50-х - начале 60-х годов в кол­лектив преподавателей училища вливает­ся новое поколение: O.K. Левина, Л-С. Алексеева, В.Н. Жилина, М.М. Кац, Н.Ф. Бажина, Т.В. Самсонова.О.В. Егоров, Г.Я., Амелина, Е.А. Корешкова, Н.П. Волкова, Л.А. Лебедева, Е.И. Диков, Ю.А. Пелёвин, М.Г. Вашурин, Г.м. Черткова, Н.В. Виноградова, Е.И. Бубнова, Т.И. Борисова, Ю.А. Паскевич, В.Н. Андреев, которые увлеченно трудились, работали над совер­шенствованием методики урока, профес­сиональной направленностью преподава­ния, заинтересованно относились к прове­дению внеклассной работы.

         Наряду с основной специальностью «Учитель начальных классов» с 1949 по 1955 год в  училище существовало отделение старших пионерских вожатых. В 1957 - 1959 годах действовало дошкольное отделение. В 1967 (Директор Горбов) Ногинский район первым в московской области перешел на новые программы. Большой вклад внес коллектив училища в освоение новой программы 1 - 3 классов учителями начальных классов г. Ногинска, Электростали, Ногинского, Павлово-Посадского, Орехо-Зуевского района и других районов Московской области. Особое внимание уделялось работе с учителями малокомплектных школ. Только за период с 1967 по 1980 прочитано более двух тысяч лекций, проведено 750 практических занятий. В 1978 году коллегией МОСОБОНО одобрен опыт совместной работы педагогического училища и Ногинского ГОРОНО по оказанию методической помощи учителям начальных классов Ногинского района.

         Большую роль в деле подготовки будущих учителей сыграла базовая школа №20, работавшая в стенах училища с основания училища до начала 70-х годов. В последние годы Заведующей школой была Вера Михайловна Титова. Учителя школы  принимали участие в экспериментах, проводимых институтом теории и истории педагогики АПН СССР. В эксперименте доктора педагогических наук Л.  Занкова участвовали молодые учителя базовой школы Архангельская Н.С. и Завьялова А.В., позже включилась в эксперимент Эльконина Д.Б. и Давыдова В.И.

         В базовой школе работали высококвалифицированные педагоги: Заслуженный учитель Р.Ф.Смиренская  М.П.,  Титова А.М., Смирнова Т.В., Малкова Е.Н. и др.

         В период с 1967 по 1985 г. училищем руководила директор Е.И. Афанасьева – Макарова. Выпускница училища  1948 года, талантливый руководитель, Е.И. Афанасьева сумела объединить  усилия коллектива на творческую работу по обучению и воспитанию педагогических кадров вместе со своим  заместителем Олимпиадой Константиновной Левиной, которая работала завучем в училище более двадцати лет.

         В 1980 году коллектив училища первым в области выступил с творческим отчетом по проблеме  «Пути оптимизации учебно-воспитательного процесса», училищу был вручен творческий паспорт.

         В 1968 году присвоено  звание « 50 – летия ВЛКСМ (секретарём комитета комсомола тогда была Е.А. Корешкова).

         Значительно улучшилась материальная база , увеличились учебные площади: построены спортивный зал и общежитие на 216 мест.

         В 70-80-е годы в училище постоянно проводились семинары различных категорий педагогических работников педагогических училищ РСФСР: директоров, заведующих практикой, преподавателей различных дисциплин.

         В конце 70-х училище становится базовым при ФПК Орехово-Зуевского института, для слушателей курсов проводились практические занятия по русскому языку, литературе, биологии, природоведению, педагогике, психологии.

         Образцом для педагогических училищ в те годы были кабинет биологии и учебно-опытный участок с десятками различных культурных растений и плодоносящим садом. (Преподаватели Вахрамеева О.И., Валуева Л.Б., Егорова В.В.)

         Радушно принимал гостей долгие годы  КИД, клуб интернациональной дружбы, традиционными были первомайские вечера, проводимые на трех иностранных языках, изучавшихся в училище. ( Руководители Бажина Н.Ф., Лебедева Л.А.).

         До 1985 года прием и выпуск специалистов осуществлялся по специальности « Учитель начальных классов  с дополнительной специализацией « Воспитатель группы продленного дня».

         В  стране начинался период «перестройки» в политической, общественной, социальной жизни. Изменились жизненные приоритеты, подходы к различным направлениям деятельности. Жизнь диктовала проведение коренных изменений и в образовании.

         Трудный период перестройки, распада СССР, нестабильности, дефолта выпал на годы руководства училищем Бажиной Надежды Фёдоровны, которая возглавляла училище с 1985 по 2000 год.

         Чтобы сохранить училище как учебное заведение, нужно было срочно перестраиваться.

         С 1986 года училище приступило к подготовке учителей с дополнительной специализацией: музыкальное воспитание, изобразительное искусство, хореография, внеклассная работа по физвоспитанию, по труду; через несколько лет – специализация по мировой художественной культуре.

         Преподаватели музыки включаются в эксперимент, и в течение нескольких лет Челышева Т.В., член АПН, помогает Жильчиковой Л.С. председателю ПЦК, и другим преподавателям музыки в  подготовке учителей музыки для начальной школы и составлении программ. Овчинникова А.Б. составляет  программу по Мировой художественной культуре.

         В 90-е. годы училище возобновило работу по изучению методического наследия Д.Б. Эльконина и В.И. Давыдова и стало одним из первых в области центром подготовки учителей по данной системе для всей России. Этой работой руководил заместитель директора  Жуков А.А. который был инициатором творческого сотрудничества с авторским коллективом  ученых из Харьковского педагогического института.

         Автор учебников по математике и методических пособий кандидат педагогических наук Александрова Э.И. является преподавателем педагогического колледжа.

         Благодаря открытию новых специализаций появилась возможность развития художественной самодеятельности. Был создан хореографический  коллектив «Образ»  (руководитель Ирина Николаевна  Добрецова ),                в котором с удовольствием занимались не только студенты – хореографы, но и все желающие.

         Академический хор под руководством Натальи Борисовны Лихачёвой многие годы радовал слушателей  исполнением сложных музыкальных произведений.

         В конце 80-х годов были приобретены народные инструменты и появились костюмы для ансамблей народной песни и музыки: «Сударушка» (руководитель Кузьмин Н.В.) и «Сюрприз» (руководитель Горсюков Б.Г.)

         В начале 80-х годов талантливый музыкант, режиссер Овчинникова – Новочадовская Анна Борисовна создала студенческий театр «Дилетант», в котором прошли школу театрального искусства  многие поколения студентов. Начав с создания сценариев различных праздников ( «Фестиваль народов мира», «Музыкальный вечер И.С. Баха, и др.),  А.Б. Овчинникова  подготовила грандиозные массовые театрализованные представления

(«Акция Мира», «Пушкинский бал», «Масленица»), в которых принимали участие и преподаватели училища, и выпускники, и дети базовых школ. Было поставлено большое количество спектаклей по произведениям зарубежных и русских классиков.

         Театр и в настоящее время радует зрителей своим искусством.

         Шли годы. Старое здание, отапливаемое угольной автономной котельной, ветшало, и нельзя было уже обходиться косметическим ремонтом. В 1989 году приступили к капитальному ремонту, реставрации и реконструкции здания. Работы осуществлял кооператив « Ризалит» под руководством талантливого инженера – строителя и краеведа Евгения Николаевича Маслова. Проведена колоссальная работа по подключению здания к газовой котельной на улице Радченко, ремонту и реставрации крыши с восстановлением фонаря для естественного доступа света над кабинетом рисования, восстановлением обсерватории и калориферной системы, которая способствовала таянию снега на сложной крыше. Полностью реконструирован цокольный этаж: новая столовая, раздевалка для студентов  и преподавателей, коридор с подсобными  помещениями для перехода в музыкальные классы. Отреставрирован лучший в городе актовый зал, учебные кабинеты, почти во всем здании сделана новая электропроводка: люминесцентное  освещение заменено на лампы накаливания. Здание украсили красивые люстры.

         В 1990 году училище получило лицензию на право образовательной деятельности. В 1991 году в соответствии новыми требованиями реформы образования успешно проведена аттестация учебного заведения.

         Педагогическое училище всегда славилось высококвалифицированными кадрами. Своими успехами училище обязано дружному, работоспособному, творческому коллективу преподавателей и сотрудников – единомышленников в общем деле воспитания и образования молодёжи.

         В разные годы звания 2 Отличник народного образования» удостаивались лучшие, творчески работающие преподаватели. Среди них К.А. Варламова, В.А. Русинова, Л.И. Капцова, Е.А. Ганина, Ю.А. Паскевич, О.К. Левина, Н.В. Виноградова, Т.В. Киселёва, О.И. Бисарнов, А.В. Завьялова, Л.А. Лебедева, В.В.Пряхина, Н.Н.Маскаева и другие.

         Особо нужно сказать о преподавателях, которым присвоено звание «Заслуженный учитель России» :

Смиренская Мария Павловна – учитель базовой школы № 20 в 40-50 годы; Спасский Алексей Александрович – заведующий учебной частью училища, преподаватель русского языка и литературы в 30 – 50 годы; Бутырский Николай Александрович – преподаватель химии в 60-е годы; Афанасьева Елизавета Ивановна – директор педагогического училища с 1967 по 1985 годы;

Корешкова Евгения Александровна – преподаватель математики с 1962 года;

Бажина Надежда Фёдоровна – преподаватель русского языка, литературы, английского языка, с 1960 года, директор педагогического училища с 1985 по 2000 годы;

Овчинникова – Новочадовская Анна Борисовна – преподаватель музыки, мировой художественной культуры с конца 1970-х годов.

«Заслуженные учителя Московской области»:

Дамская Любовь Семёновна – заведующая кафедрой русского языка и литературы; Егоров Олег Васильевич преподаватель педагогики и психологии с 1960 года.

          Многие выпускники училища вернулись в родные стены и с успехом обучают будущих учителей: Т.И. Бисарнова, Г.Н. Назарова, О.А. Пятакова, Т.Х. Шушпанова, В.В. Егорова, А.А. Гафарова, Н.П. Хохлова, и др.

         Не посрамили честь училища выпускники, работающие в народном образовании. Среди них известные и уважаемые люди:  В.П. Боровецкая – «Заслуженный учитель России», директор школы № 45;  М.Н. Рубанова – «Заслуженный учитель России», начальник Управления образования г. Электросталь; В.Н. Мамонтова – начальник Управления образования г. Зарайск ( в 90-е годы); Л.В. Белинцева – директор школы в г.Электросталь; Н.Н. Мамонова  - «Заслуженный учитель России», преподаватель русского языка школы №5; Ю.И. Астапова – директор ЦДЮТ; А.В. Черткова – директор школы №41 и другие.

 В 1993 году началась подготовка учителей русского языка и литературы для основной общеобразовательной школы. С 1999 года открыта специальность «Физическая культура» с дополнительной подготовкой в области ОБЖ и со специализацией «Оздоровительный массаж». К 2000 году возникла необходимость открытия специальности «Математика». Выпускники вышеперечисленных специальностей продолжают обучение в Московском государственном областном университете. С 2002 года открыта специальность «Дошкольное образование» со специализацией воспитатель детского дома.

     В феврале 2002 года училище было аккредитовано как государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ногинский педагогический колледж Московской области. Колледж располагает материальной базой, полностью обеспечивающей как по­требности образовательного процесса, так и благоприятные условия для учебы и проведения культурного досуга каждого из студентов.  Колледж имеет оборудованные лаборатории и кабинеты по учебным дисциплинам, в том числе современную лабораторию информатики и вычислительной техники с выходом в Интернет, студенческую библиотеку, оборудованные читальный, актовый, спортивный залы, студенческую столовую, благоустроенное студенческое общежитие.

На рубеже веков - в 90-х годах - в НПК начата и осуществляется в настоящее время перестройка содержания и методов подготовки будущих специалистов в соответствии с задачами, стоящими перед образованием в XXI веке. В колледже регулярно проводятся научно-методические и учебно-практические семинары, конференции по актуальным проблемам и перспективам развития образования с привлечением виднейших представителей педагогической науки и практики.

     Работа колледжа строится в соответствии с государственным стандартом СПО. Проводятся научно-исследовательская и экспериментальная работа по внедрению новейших технологий обучения. Для студентов в колледже регулярно проводятся вечера отдыха, смотры художественной самодеятельности студенческих групп, организуются туристические, экскурсионные поездки, посещение театров, концертов, спортивных мероприятий.